Аннотация:Визуальная антропология как межкультурная коммуникация оформилась только во второй половине XX-го века. До этого времени эту роль выполнял кинематограф, с разной степенью осознанности пытавшийся раздвинуть рамки формирующегося общественного сознания через отображение жизни людей, оказавшихся на периферии цивилизационных процессов. В России, где о визуальной антропологии заговорили только в конце 80-х гг. прошлого века, вплоть до настоящего времени, но особенно в первой половине XX-го века, доминирующую роль продолжает играть документальный кинематограф, в значительной степени повлиявший на характер становления отечественной визуальной антропологии. Задачей статьи является освещение специфической истории взаимодействия социо-культурных, идеологических и информационно-технологических процессов, проходивших в стране до конца 40-х гг., когда все ресурсы были мобилизованы для участия во Второй мировой войне.