Аннотация:Матвеева Л.В.,
доктор психологических наук, профессор
Культурные представления о России как основа цивилизационной идентичностимолодежи в эпоху глобальных перемен.
Современная глобализация не является для человечества неким уникальным феноменом. В истории народов земли насчитывается несколько таких периодов, когда одна из цивилизаций пыталась подчинить себе окружающее пространство и народы, населяющее это пространство. Вавилонское царство, персидское царство, греческое царство Александра Македонского, римская империя в Европе и китайское «Cрединное» царство на Востоке. Позднееэто татаро-монгольское нашествие, расширение османскойи британской империй. Результат глобальных притязаний как правило одинаков- возникшая глобальная цивилизация в скором времени распадается на составляющие части. Видимо Н.Данилевский, а вслед ему и О.Шпенглер и А.Тойнби справедливо отмечают, что особенности духовной природы народов, лежащих в основе самобытности культурно-исторических типов и образующих цивилизацию имеют тенденцию к самосохранению или в противном случае им грозит разрушение и гибель.
Процессы глобализации в 20 веке имеют свою специфику в силу интенсивного развития научно-технических ресурсов, обеспечивающих функционирование коммуникативных и информационных процессов, явления массовой миграции представителей различных этносов в инокультурную среду, перераспределения капитала и наукоемких технологий из стран западного мира в восточные и южные регионы планеты. Жесткая конкуренция за владение информационным пространством с помощью интернета и распространения медиаконтента приводит к обострению противоречий между различными государствами, которые многие эксперты называют «столкновением цивилизаций».
Господство одного культурно-исторического типа, распространенного на весь мир, означало бы, согласно Н.Данилевскому, деградацию всех народов. Общение с другим народом как правило не затрагивает «природу духа» народа, однако, если это случается, в результате подражания или ассимиляции народ утрачивает свою самобытность. В этой связи важно понимать, какие представления о цивилизационном наследии Россиисуществуют в картине мира представителей молодежи, обеспечивающих работу медийных коммуникаций страны, так как именно по медийным системам распространяется наиболее воздействующая на картину миру человека информация в политическом, историческом, религиозном, поэтическом и бытовом аспектах.
Сущностью цивилизационного наследия, согласно Расторгуеву В.Н. является духовное образование и просвещение и специальная деятельность по формированию межпоколенческих связей по передаче системы ценностей как основы цивилизационого кода, лежащих в основе сохранения и самовоспроизводства этнической и цивилизационной идентичности. Носителем цивилизационного кода является национальное самосознание или менталитет, под которым понимается «совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности», включает в себя как «элементы бессознательного, … различные архетипы и стереотипы», так и «культурные нормы и запреты, облеченные в символическую форму» . В национальном самосознании принято выделять три составляющих: пространственно-географический компонент, связанный с образом страны; социально-экономический компонент, описывающий формы жизнедеятельности, особенности уклада жизни народа в данное время на данной территории; историко-культурный и психологический компонент, содержащий представления, мифы и ценности всего народа, а также особенности психологического портрета представителя нации с его характером, сценарием проявлений чувств, поведения и принятия решений. Этот компонент включает также и национальный образ героя, символизируя высшие идеалы и ценности традиционной культуры и воплощая ее ценностно-смысловой вектор. Сохранение в медийном пространстве страны основных ценностно-смысловых кодов российской цивилизационной идентичности является важнейшим приоритетом в обеспечении национальной безопасности. Свитич Л.Г. в своих исследованиях выделяет следующие черты, характеризующие российскую цивилизацию: ценности общинности, семьи, почитание традиций, ценности хозяйствования, труда и его плодов, вера в высшие силы . Также отмечаются следующие добродетели : стремление к познанию, нравственность, осуждение зла, гостеприимство, терпеливость, надежда на счастье, отвага, миролюбие, честь, упорство, стремление к красоте, состязательность и любовь к движению .
В этой связи нами было проведено исследование культурных представлений о российской цивилизации на представителях творческой молодежи Москвы, работающих в медийной сфере или готовящихся создавать медийный контент методом анкетирования, включающего вопросы ассоциативного характера, открытые вопросы и задания по формированию образов героев, экспертов, социально значимых персон . Обработка осуществлялась методом контент–анализа. В качестве единицы счета принимались слова и словосочетания, отражающие ценностно-смысловые характеристики представлений о России для которых подчитывалась относительная частота встречаемости (Fo(i)). Результаты опроса обрабатывались отдельно по группе юношей и девушек.
Представления о российской цивилизации у мужской части творческой молодежи характеризуются следующими особенностями:
В историко-природном компоненте образа России прежде всего называется огромность территории с разнообразным ландшафтом и климатом(самая большая страна в мире) -36%,болота,тайга, равнины,степи моря и реки- 50% .Основу прошлого составляют главные переломные моменты истории: крещение Руси, татаро-монгольское иго , крепостной право, революция , Великая отечественная война как особое событие, повлиявшее на формирование патриотизма в стране-26%. Настоящее представляется как попытка восстановить могущество на мировой арене с постепенным укреплением позиций и выходом из кризиса-45%.. Будущее «светлое», но ещё до конца неопределенное. Наука рассматривается как один из главных ресурсов экономического роста. Большинство придерживается мнения, что сближение с восточными цивилизациями позволит России совершить новый этап в развитии -70%.
В культурно-лингвистическом компоненте отмечается сложность и богатство русского языка и тенденции к современному его упрощению-50%. Подчеркивается важная роль английского языка в общении и цифровом пространстве-10%. Ключевое звено культуры – религия и высокая степень этнокультурного многообразия на стыке европейских и азиатских этносов-35%.Господстующие религии-православие-20%, ислам-10%. Одна из главных особенностей российского населения – гостеприимство, патриотизм, доброжелательность-20%. Главная национальная черта– стойкость к трудностям, добродушие и широта души-25%. Мужчины отмечают, что в России самые красивые девушки.
В социально-этическомкомпоненте выделяются проблемы в экономике, подчеркивается роль коррупции и олигархии, отсутствие среднего класса, большой разрыв между богатыми и бедными-50%. Отмечается тенденция к построению правового государства, но указывается на проблемы с исполнением закона- 35%. Большую роль играет религия в удерживании высокой планки соблюдения моральных норм(осознание добра и справедливости, нельзя бить женщин и детей,важно уважать старших)-53%. Указывается на большое число людей с высшим образованием, но не воспитанных и социально незрелых. Система образования признается устаревшей, но ее реформа по западному образцу не делает ее лучше-45%. Кухня многонациональная, культ картошки, пирогов и пельменей-60%. Отмечается важность традиционного семейного уклада,(мужчина- глава семьи, мужчина зарабатывает, женщина воспитывает детей,) семья признается главной ценностью современного общества-90%.
В компоненте образов лидеров, социально значимых персон и героев отражаетсядвойственное отношение к власти – власть святая, но есть к ней недоверие. Президент признается вождем нации-63%, Образ героя строится на былинном представлении о богатырях-27% и реальных героев ВОВ, которые могут пожертвовать своей жизнью ради страны- 18%, добром человеке, которому немного надо и он доволен тем что у него есть-15%. Работа силовых структур за границей вызывает чувство гордости 50%.. К экспертам есть недоверие и скепсис-37%. Образ преступника многообразен: от коррумпированных чиновников, до «зека» с татуировкой куполов, «гопника» из 90-х и инакомыслящего человека-24%. Образ благотворительности представляется в виде волонтеров или известных людей, жертвующих деньги на общественные нужды-20%..
Важно отметить, что образ российской цивилизации складывается у мужской аудитории положительный и при этом противоречивый. С одной стороны, он для них родной, имеющий великую историюи требующий заботы. С другой, - в настоящем отмечается множество социальных проблем, которые с трудом решаются. Западный путь развития представляется во многом как антагонист своей культуре, а Восточная цивилизация близка и рассматривается главным ресурсом для развития и процветания.
Представления о российской цивилизации у женской части творческой молодежи характеризуются следующими особенностями:
В историко-природном компоненте культурных представлений о российской цивилизации девушки прежде всего выделяют большой масштаб территории, включающий в себя как элементы Европы, так и Азии-70%. Образ прошлого строится ими на основе большого количества различных военных конфликтов. Постоянная борьба с внешними и внутренними врагами лежит в основе такой черты цивилизационной идентичности как «несгибаемость русского духа»-65%. Образ настоящего имеет противоречивый характер( 26 место среди лучших стран мира, 119 место по уровню здоровья)-50%. А образ будущего, напротив, носит оптимистичный характер. Участники исследования надеяться на улучшение жизни страны и её развитие (основная масса народа верит в великое будущее) -65%.
В культурно-лингвистическом компоненте отмечается разнообразие языковых групп, которые оказывали влияние в разные периоды на формирование национального языка, а также подчеркивается особое влияние взаимодействия множества культур-80%. Участники опроса отмечают важную роль религии, в частности христианства, которое оказало основополагающее воздействие на всю историю развития российской культуры и искусства-65%. Основные религии- христианство, ислам, буддизм, атеизм, смешение религий истарообрядчество-76%. Патриотизм и культ сильного и храброго богатыря, бесприкословное уважение к авторитету и приверженность патриархальным традициям называются ведущими национальными особенностями-46%..Большая часть народных примет сосредоточена на общинном духе русского человека, его смирении и терпении перед любыми невзгодами и открытости его души-38%..
В социально-этическом компоненте существенным моментом называется глубокое расслоение в социальной структуре общества, обусловленное отсутствием среднего класса. Есть слишком богатые и совсем малообеспеченные люди, что во много связывается с неустойчивостью экономики, её переходным этапом в развитии общества-60%.. Морально-этические нормы во много основываются на религиозных традициях народов живущих на территории России, на превалировании духовного начала над материальным(с рождения воспитывают честность , уважение к правам других людей, справедливость в отношенииях)-75%. В структуре образования подчеркивается, что оно во многом несёт в себе воспитательные цели, а лишь потом обучение знаниям и навыкам-35%. В особенностях национальной кухни также особое место отводится религиозными традициям, и обычаям народов, населяющих территорию России, отмечается культура супов, каш и различных квашений -70%. Семейный уклад характеризуется как патриархальный, семья признаётся главной ценностью и подчеркивается необходимость сохранять традиции в поддержании её целостности-90%.
В компоненте образов лидеров, социально значимых персон и героев отмечается, что образ власти строится вокруг беспрекословного сильного лидера – царя-батюшки, президента. Его воля признается безусловной, и народ нуждается в таком сильном лидере-95%. Образ героя связан с былинным прототипом богатыря, который готов на любые пожертвования ради справедливости-80%. Образ жертвы идентифицируется с литературными собирательными персонажами – «лишнего» или «маленького» человека. Образ силовых структур двойственный:он признается положительным и сильным, когда существует угроза извне, и носит частично негативный характер при внутреннем использовании-35%. Образ пророков и экспертов главным образом соотносится с телевидением, как основным источником получения информации-50%. Образ преступника характеризуется связью с несправедливым присвоением имущества другого человека – будь это вор «в законе» или коррумпированный чиновник-45%. Образ благотворителя включает как известных героев, показанных по телевидению, так и религиозные организации. Большую роль играет современная программа развития волонтёрства,которая начинает активно влиять на этот образ-70%.
Важно отметить, что образ российской цивилизации у женской выборки творческой молодежи складывается на основе традиционных представлений, на православных морально-этических нормах. Величие страны определяется приверженностью традициям и обычаям, ориентацией на героическое прошлое и уважение к сильным лидерам, богатырям и первопроходцам. Также указывается на роль в историческом развитии влияние западной цивилизации и женская аудитория связывает будущее развитие страны с использованием принципов организации жизни общества по образцу западной цивилизации. В целом можно констатировать проработанность ценностно-смыслового кода цивилизационной идентичности у творческой