Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурно-исторического подходастатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 12 февраля 2020 г.
Аннотация:Актуальность разработки стратегии развития образования детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обусловлена необходимостью создания развивающей образовательной среды, отвечающей образовательным потребностям этой категории детей в условиях модернизации общего образования и реализации курса на инклюзивное/интегрированное образование. Цель статьи - анализ ключевых положений стратегии и ее практической значимости для модернизации системы образования детей с ОВЗ. С позиций культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин) обоснована приоритетность ранней помощи детям группы риска с целью создания условий обеспечения нормативно-возрастного развития детей в условиях факторов риска нарушения развития. Планируемые желаемые результаты образования представлены как специфицированные возрастные психологические новообразования/высшие психические функции для раннего, дошкольного возрастов, начального, среднего и старшего школьного возраста. Для решения задачи оптимизации индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ и инвалидностью обоснована необходимость создания новой психолого-педагогической типологии, реализующей принцип разнообразия вариантов развития при одном и том же дефекте при сохранении нозологического критерия. Предложены основания психолого-педагогической типологии по характеристикам развития детей, вариантам рисков и отклонений развития и их генезу, для раннего, дошкольного возраста и начального обучения. На основании теоретических, эмпирических исследований и психологических практик обосновано, что целевой группой ранней помощи в образовании является семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ и инвалидностью, имеющая особые образовательные потребности. Мониторинг развивающего взаимодействия семьи с ребенком с ОВЗ, выступающего ключевым условием коррекции и профилактики нарушений развития, является необходимым компонентом психолого-педагогического сопровождения. Дифференциация в образовательных программах для детей с ОВЗ и инвалидностью академических достижений и жизненных компетенций как планируемых результатов образования позволит создать основу позитивной социализации и социальной интеграции детей с ОВЗ и инвалидностью.