СЛОИСТЫЕ АЛЮМОСТЕКЛОПЛАСТИКИ СИАЛ-1441 И СОТРУДНИЧЕСТВО С AIRBUS И TU DELFTстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 января 2017 г.
Аннотация:Показана роль академика РАН И. Н. Фридляндера (вместе с группой специалистов ВИАМа) в создании слоистых алюмостеклопластиков класса СИАЛ-1441 на базе Al – Li-сплава 1441 с пониженной плотностью. Даны общие представления о сплаве. Описаны состав, структура и комплекс свойств материала, в том числе данные о сопротивлении росту трещины усталости. Также показано сотрудничество ВИАМа с европейской компанией Airbus и Дельфтским университетом (TU Delft). Уникальный комплекс характеристик СИАЛ-1441 (высокая трещиностойкость и удельная статическая прочность, хорошие усталостные, коррозионные и ударные свойства, повышенная пожаростойкость) по сравнению с монолитными алюминиевыми листами делает этот материал перспективным для создания самолетов нового поколения и ремонта эксплуатирующейся техники. Легкий (d = 2,59 г/см3) и высокомодульный (E = 80 ГПа) Al – Li-сплав 1441 обладает высокой технологичностью при холодной прокатке. Использование в составе СИАЛ-1441 листов тонких плакированных и неплакированных 1441Т11 (до 0,3 мм) вместо традиционных алюминиевых сплавов серий 2ххх и 7ххх позволяет уменьшить его плотность и повысить модуль упругости. Как результат повышается весовая эффективность и жесткость конструкций. Материалы GLARE (аналоги СИАЛа) эффективно использованы компанией Airbus для верхней обшивки фюзеляжа самолета А-380 и других элементов. СИАЛ на базе листов сплава 1441 используют для молниезащитных элементов обшивки крыла самолета Бе-103 и рекомендованы в качестве обшивок, перегородок, поясов безопасности, обеспечивающих повышенный ресурс и весовую эффективность перспективных российских конструкций авиационной техники. Применение материала СИАЛ-1441 позволит увеличить весовую эффективность благодаря дальнейшему снижению плотности (до d ~ 2,35 г/см3 с d ~ 2,47 г/см3).