Аннотация:Целью работы было оценить эффекты, вызванные изменением топологии экспериментального пространства у человека при обучении в виртуальном лабиринте К.А.Никольской. Эффект проявлялся в форме многократного воспроизведение иррационального маршрута, выполненного при первом знакомстве с экспериментальной средой у тех испытуемых, которые не могли корректно отобразить структуру лабиринта после окончания игры. На основе полученных данных высказывается предположение о двух возможных сценариях обучения: 1) путем апробирования различных вариантов перемещения и выбора оптимальной последовательности – «аналитическая» стратегия, и 2) путем оптимизации первой «удачной» последовательности – «ассоциативная» стратегия. Высокая неопределенность, отсутствие целостного представления о структуре пространства, нестабильность пространственной структуры среды являются факторами, способствующими реализации «ассоциативной» стратегии.