Аннотация:В разных областях познания критерии приемлемости и состоятельности доказательств различны. Доказательство (доказывание) является не только познавательной, но и коммуникативной деятельностью, погруженной в социальноисторический контекст, поэтому не существует общего для всех наук и всех времен понятия доказательства. Основной общей характеристикой доказательства, которая так или иначе всегда предполагается, является его убедительность. Нередко встречающееся противопоставление доказательства аргументации обусловлено обычно тем, что доказательство трактуется как познавательная процедура, направленная на поиск истины или по крайней мере на демонстрацию истинности тезиса, а аргументация - как коммуникативная процедура убеждения адресата в приемлемости тезиса. Другое понимание аргументации (весьма распространенное среди логиков) - только как деятельности по обоснованию некоторого утверждения - представляет доказательство видом аргументации: доказательство абсолютно строго, следуя жестким критериям, обосновывает истинность, тогда как аргументация делает это более свободно. Основная задача этой статьи -представить доказательство и аргументацию столь же единообразно, как и в обозначенной выше «логической» трактовке, но представить их в качестве процедур и средств убеждения, т. е. как коммуникативную деятельность. Хотелось бы привлечь внимание читателя к мысли, что любое доказательство в не меньшей степени направлено на адресата, нежели на тезис. Столь же важной (как поиск и демонстрация истины) задачей автора доказательства является убеждение научного, профессионального или иного сообщества в том, что доказанный им тезис больше не должен вызывать сомнений.