Аннотация:В статье рассмотрен формальный статус царской власти в последний период существования Российской империи (1905–1917), а также реалии взаимодействия монарха с правительством и парламентом (двумя законодательными палатами: Государственной думой и Государственным советом). Имея консервативные взгляды, Николай II после революционных событий 1905–1907 гг. вынужден был действовать как конституционный монарх. Он сохранял суверенитет и выступал верховным гарантом «обновленного строя». Свою основную задачу он видел в сохранении сложившегося политического баланса. Этот баланс предполагал взаимопонимание монарха и премьера, единство правительства, концентрацию вокруг него парламентского большинства. Придворные круги и непосредственное окружение императора не оказывало существенного влияния на большую политику. Текущий политический курс определялся на уровне правительства и не предполагал постоянного вмешательства верховной власти. Все попытки изменить существующую политическую систему отношений имели успех, лишь когда встречали понимание в Совете министров. Вмешательство императора происходило только по инициативе самих учреждений или их представителей. Кадровые перестановки в правительстве, как правило, согласовывались с его лидерами. Император мог советоваться с членами правительства по важным вопросам, выходящим за их компетенцию. Монарх практически никогда не вмешивался напрямую в действия законодательных палат. В 1913–1917 гг. при участии Николая II было предпринято несколько попыток изменения законодательного статуса Государственной думы, однако без согласия большинства правительства император на этот шаг не пошел. В феврале–марте 1917 г. представители Государственной думы и высшее руководство армии попытались изменить политическую систему страны и занимающее престол лицо, однако переход суверенитета от монарха к народу имел фатальные последствия, ведущие к гражданской войне.