Аннотация:Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции эволюции механизмов взаимодействия президента, правительства и парламента в полупрезидентских системах. В качестве сравнительных референтов представлены политические системы Российской Федерации, Украины и Турецкой Республики.
Авторы обращают внимание на сочетание внутренних и внешних факторов изменений в данных политических системах, влияющих на характер отношений между основными институтами государственной власти. В работе использована методика индексного анализа полупрезидентских систем.
Анализ данных позволяет утверждать, что в рассматриваемом периоде
только турецкая система продемонстрировала поступательную концентрацию
властных полномочий в руках президента в рамках треугольника «президент –
парламент – правительство». В турецком кейсе наблюдается переход от парламентаризованной модели с «сильным президентом» на первом этапе к полноценной смешанной форме правления, индекс которой идентичен индексу премьерпрезидентской модели Украины по Конституции 2004 г. На втором этапе турецкая смешанная форма эволюционировала в сторону усиления президенциализации по результатам референдума 2017 г.
Украина продемонстрировала нестабильную динамику эволюции взаимоотношений президента и премьера. Президентско-парламентский вариант модели,
установленный Конституцией 1996 г., был на первом этапе упразднен в результате
политического соглашения В. Януковича и В. Ющенко в 2004 г. Данный переход
характеризуется парламентаризацией и усилением премьер-министра в рамках
премьер-президентской системы интеракций. На следующем этапе в 2010 г. произошел возврат к конституционной модели 1996 г., выраженный в концентрации
полномочий главы государства и обратной президенциализации. На третьем этапе в
результате «революции достоинства» взаимодействия президента и премьера вернулись к формату 2004 г.
Анализ параметров российской системы в рамках индексного подхода
приводит к выводу об отсутствии динамики эволюции формы правления. Единственное принятие поправок к Конституции РФ в 2008 г. не привело к изменению
основ дуализма исполнительной власти (поправки в принципе не имеют параметров, анализируемых индексной моделью).