Аннотация:Важную роль в государственной политике Китая играют процессы интернационализации, ключевым элементом которых являются экспорт национальных образовательных услуг. Комплекс мер по формированию стратегии привлечения иностранных студентов в национальные университеты Китая включает принятие программных документов, образование Стипендиального совета и создание информационной̆ системы CUCAS). Китай также активно укрепляет программы межправительственных обменов и сотрудничества. Национальный план по среднесрочному и долгосрочному реформированию образования на 2010–2020 гг. определяет следующие стратегические приоритеты в части экспорта образования: увеличение числа иностранных студентов в Китае; увеличение числа китайских государственных стипендий для иностранных студентов; субсидирование исследований, проводимых в Китае студентами развивающихся стран. Правительство Китая за последние годы расширило сотрудничество и обменные программы студентами с 188 странами мира, в том числе со странами ЕС. Китайское правительство подписало соглашения о взаимном признании квалификаций и степеней с 34 странами мира. Множество магистерских программ были адаптированы под потребности растущего рынка и сокращены до стандартной продолжительности 2-2,5 года вместо принятого в Китае обучения сроком 3 года, что могло неблагоприятным образом отразиться на интересе со стороны абитуриентов из Европы и США. Этот опыт показывает, что в современных реалиях экспортеры образования адаптируются к потребностям рынка, следуя за спросом, и все больше ориентируются на тенденции иммиграции студентов. По количеству принимаемых на обучение студентов Китай находится в первой десятке стран-экспортеров образования в мире. В планы китайского правительства входит прием на обучение в национальные университеты 500 тыс. иностранных студентов к 2020 году. Китай намерен принять по академическому обмену 100 тыс. студентов из стран АСЕАН и столько же отправить туда же китайских студентов. В Китае также создан широкий спектр программ по обмену студентами из африканских стран, что является частью более обширной программы экономического сотрудничества со странами Африки. Китайский рынок образовательных услуг отличает еще и то, что страна становится глобальным реципиентом кампусов иностранных вузов на своей территории. В различных регионах КНР уже открыли свои филиалы известные британские и американские университеты, а также другие европейские вузы.
Китай тоже размещает свои культурные центры китайского языка и культуры по всему миру. Ведь Институт Конфуция является самой масштабной культурной национальной организацией, которая насчитывает более 300 центров и представлена в 93 странах. По аналогии с испанским Институтом Сервантеса и немецким Институтом Гёте главной целью Институтов Конфуция можно считать продвижение китайской культуры во всем мире, развитие дружеских взаимоотношений Китая с другими странами и формирование позитивного имиджа страны на международной арене. Обучение в Институтах Конфуция ориентировано на специфику сотрудничества с Китаем, кроме этого в задачи Институтов входит: организация курсов китайского языка и культуры; популяризация языка и культуры Китая через различные конкурсы и мероприятия; проведение квалификационного теста по китайскому языку (HSK); подготовка и издание учебной литературы по китайскому языку; проведение научных конференций, посвященных Китаю; студенческие и преподавательские стажировки в Китае, а также консультации по обучению в КНР. Координирует работу и обеспечивает финансирование международных культурно-образовательных центров с китайской стороны штаб-квартира институтов Конфуция. До 2020 года организация планирует довести число институтов Конфуция до 1000. Институты Конфуция открыты в 15 городах России - в Благовещенске, Владивостоке, Волгограде, Иркутске, Казани, Комсомольске-на-Амуре, Нижнем Новгороде, Перми, Рязани, Томске, Улан-Удэ, Элисте, а также по 2 института в Екатеринбурге, Новосибирске и Санкт-Петербурге и целых 3 - в Москве. Кроме того, Китайская Народная Республика способствует развитию международного сотрудничества через изучение китайской культуры и языка, а также ознакомление с традиционными ценностями страны, посредством открытия китайских школ по всему миру. В России действует много школ с углубленным изучением китайского языка и прочными связями с посольством КНР. На территории СНГ открывается все больше китайских школ. Недавно сразу в двух городах Армении – Ереване и Джермуке – начали свою работу новые школы с углубленным изучением китайского языка и культуры. КНР почти полностью профинансировала строительство новой школы армяно-китайской дружбы в Ереване, город только предоставил площадку для постройки на месте старой школы.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что комплекс мер КНР по увеличению экспорта образования, а также усилия республики в популяризации китайского языка и культуры по всему миру способствуют разностороннему международному сотрудничеству Китая с развитыми и развивающимися странами, тем самым еще и провоцируя рост экономики государства. Все финансовые вложения КНР в расширение сети культурных центров, школ и вузов по всему миру в конечном итоге идут на пользу стране, делая значительный вклад в будущее развитие и формируя позитивный имидж Китая на международной арене. Реформирование образования служит не только стимулом к постоянной межкультурной коммуникации, но и является одним из важнейших факторов геополитического влияния страны.