Материалы Нижнеарметовского могильника позднесарматского времени из музейных собраний Башкириистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 июня 2020 г.
Аннотация:Статья посвящена публикации и анализу материалов Нижнеарметовского могильника (Ишимбайский район Республики Башкортостан) хранящихся в музеях Уфы. Приводится подробная характеристика памятника и история его изучения. Набор артефактов соотносится с позднесарматскими древностями Южного Приуралья, датируется первой половиной III в. н.э. Датировку определяют находки зеркала-подвески группы Хазанов-2, пряжка Малашев-П2, и фибула группы Амброз-13. Показано культурное своеобразие населения правобережья среднего течения р. Белая, обусловленное контактами поздних сармат с оседлым населением Приуралья. Необычный для позднесарматских памятников предмет – костяная ложка. Эта категория имела спространение в раннесарматское время. Сюльгама специфического типа связывает комплекс с памятниками азелинской (Азелинский и Суворовский могильники, Кировская обл., р. Вятка), «древнемордовской» (Селиксенский и Тезиковский могильники, Пензенская обл.), рязано-окской (могильник Заречье, Рязанская обл.) и дьяковской (Щуровский могильник, Московская обл.) культур. Нижнеарметовский, и ближайшие, Ахмеровский II и Салиховский могильники, отличаются своеобразным сочетанием сарматских и не сарматских элементов, и, вероятно, оставлены смешанным населением, или группами, испытавшими существенные взаимные влияния. Три перечисленных могильника составляют территориально компактную группу, от которой заметно отличается четвертый могильник этого времени, Дербеневский, расположенный южнее, и не показывающий не-сарматских черт. Перспективной выглядит попытка привлечения керамических материалов со стоянок горно-лесной зоны Южного Урала и некоторых поселений северной части правобережья р. Белая. И со стороны оседлого населения (мазунинская культура) фиксируются подвижки ареала в южном направлении. Причины этих процессов еще только предстоит определить.