Аннотация:В данной статье рассматривается культурно-историческая концепция знаменитого советского мыслителя Л.С. Выготского. Автор представляет главные принципы его концепции как методологическое основание современного образовательного процесса. Доказывается, что большую роль в образовательном процессе играет закон развития высших психических функций, описанный Л.С.Выготским. Л.С.Выготский отнюдь не представляет воспитательный процесс с точки зрения односторонней активности среды; у него в воспитании нет ничего пассивного: здесь и активность среды, и активность педагога, и активность самого ученика. Если иметь в виду, что социальную среду он понимает как совокупность человеческих отношений и с этой точки зрения говорит о её исключительной пластичности, то очевидно, что, будучи самым гибким средством воспитания, активность среды предполагает активность всех её элементов. Делается важный вывод о том, что воспитание осуществляется «через собственный опыт ученика», который в большей степени определяется средой, роль учителя при этом состоит в организации и регулировании среды. Отмечается, что Л.С.Выготский говорил о возможности создания идеальной модели воспитания, основанной, прежде всего, на решении глобального социального вопроса - Л.С.Выготский здесь исходит из своего понимания значения социальной среды как важнейшего воспитательного фактора. Автор приходит к итогу, что модель воспитания и обучения по Л.С.Выготскому становится все более значимой и актуальной в условиях современной трансформации культуры образования.