Аннотация: Изучение концептосферы произведений Франца Кафки представляет исключительный интерес как с точки зрения собственно философских основ творчества писателя, так и в плане рассмотрения основных способов вербальной репрезентации ключевых концептов, представляющих собой особым образом организованную систему, в центре которой находится человек, личность, взаимодействующая с внешним реальным и виртуальным мирами, осваивающая и перерабатывающая информацию, поступающую извне, а также создающая новое на собственно информационном и эмоциональном уровнях. Очевидной характеристикой модернистских и постмодернистских произведений является их антропоцентрический характер, обусловливающий процесс обращения писателей, принадлежащих к данным и сопряженным с ними направлениям, к целому ряду специфических понятий и образов. Франц Кафка, описывавший «мир, полный демонов, которые терзают и уничтожают беззащитного человека», выстраивает свой мифологический, виртуальный мир на основе целого ряда ключевых концептуальных сущностей универсального характера.
Так, например, роман «Процесс» представлен в виде реального мира, с одной стороны, и загадочного мира видений, - с другой. Лабиринт, представленный в творчестве писателя в его различных романах, символизирует не только блуждание человека, но и поиски путей выживания. Одиночество как один из ключевых мотивов человеческого бытия находит свое завершение в смерти. Особое место в творчестве писателя занимает отчужденность власти, отстраненность властителей и тех, кто им служит, от реально существующего человека, от сущности самого бытия.