Место издания:Издательство Санкт-Петербургского университета Санкт-Петербург
Первая страница:426
Последняя страница:441
Аннотация:Цель статьи — проанализировать учение П.Е. Астафьева о свободе воли и моральной ответственности. Достижению этой цели способствуют две задачи: во-первых, реконструкция основных моментов учения Астафьева, во-вторых, сопоставление его с теми учениями, которые предлагались современниками. В статье используются методы рациональной реконструкции и историко-философских сопоставлений. Ключевой тезис статьи: на разных этапах своего творчества Астафьев приводил разные аргументы, затрагивающие разные аспекты проблемы свободы воли, но связанные единым представлением о том, что воля является деятельной силой, способной к самоопределению. В согласии с поставленными задачами статья делится на две части. В первой части статьи осуществляется реконструкция. В рукописях 70-х годов Астафьев стремился, прежде всего, доказать возможность свободы воли, для чего прояснял специфику целесообразных действий. В работах 80-х годов он пытался уже продемонстрировать действительность свободы воли. Для этого он анализировал и критиковал существовавшие тогда психологические интерпретации феномена усилия. В интерпретации самого Астафьева усилие оказывается элементарной формой деятельной силы. Во второй части статьи решение Астафьевым вопроса о совместимости свободы воли и детерминизма сопоставляется с решениями тех мыслителей, которые представляли одобряемое Астафьевым направление в психологии, – Лотце, Владиславлева и Вундта. Решение Астафьева избегает тех сложностей, которые могут порождать рассмотренные концепции. Оно сводится к утверждению того, что принцип причинности не ограничен в своей значимости, но имеет ограниченную сферу применимости. Астафьев устанавливает несколько условий для применимости принципа причинности, и воля эти условия не выполняет. В системе «критической монадологии» Астафьев показывал, как возникают данные условия, и тем самым приводил аргумент в пользу необходимости свободы воли.