Аннотация:Данная монография продукт семестровой работы преподавателей и аспирантов в соответствии с содержанием Государственных образовательных стандартов и программой дисциплин «Физическая химия», «Органическая химия», «Технология электрохимических процессов и защита от коррозии», «Радиохимия» и «Педагогика» по соответствующим специальностям. В ней изложен анализ современного состояния науки по темам их диссертаций. Предназначено для студентов химиков, аспирантов, научных работников и преподавателей.За последние десятилетия существенные изменения, затронувшие систему высшего образования, произошли и во внутренней ее сфере (в научном осмыслении проблем образования на уровне современного педагогического знания). Изменились структура высшего образования, во многих организациях введена Болонская система. В аспирантурах институтов Российской Академии наук изменился качественный и количественный состав аспирантов. Увеличилось число лиц, занятых подготовкой аспирантов, но возросли и требования к о всем участникам. Пришло время воплотиться идее С.Л.Рубинштейна: «То, что для одной из наук (психологии) является предметом, то для другой (педагогики) выступает как условие». Несмотря на эти изменения, сохранилась ведущая тенденции высшей ступени образования – аспирантуры – доминирование информационно-когнитивной (знаниево-просветительской), однако она дополнилась культурно-исторической (личностно-смысловой) педагогикой. Из ведомого – ориентирует инновационная образовательная стратегия – обучаемый в высшей школе должен превратиться в ведущего инициативного партнера, осознающего себя в качестве активного участника и в качестве «действующей силы». Это привело к переоценке постановки образовательных целей аспирантуры, введение инноваций в систему их операционализации. В современной педагогической науке технологии обучения предстают как механизм самореализации содержания. «Содержание и технологии оказываются взаимосвязанными органически: если содержание «питает» развитие личности, ее смысловые структуры, то технологии включают, запускают развитие» / Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Фоменко В.Т., 2001/. Оказавшись неадекватной содержанию, образовательная технология как запускающий инструментарий не «сработает» поскольку нарушится принцип изоморфной зависимости содержание-технология, принцип взаимосоответствия. Содержательный компонент в обучении аспирантов за последние годы остается личностнонасыщенным (индивидуальные проекты в виде тем кандидатских диссертаций), ориентированным на развитие смысловой сферы аспирантов, а технологии обучения пока еще в основном носят когнитивно – направленный характер. Тем не менее, развитие информационного поля с всемирным охватом (WEB) привносит новые инструменты в работу как аспирантов, так и преподавателей и научных руководителей. Рефлексия как духовно-практический феномен выступает в качестве основания инновационно-образовательных технологий с ориентацией на активизацию ценностно-смысловой сферы личности. При этом самосознание предстает «живым» инструментом самоорганизации личности. Рефлексивные образовательные технологии как особая группа педагогических технологий выполняют функцию инициации раскрытия, «раскристаллизации смысла» по отношению к содержанию, которое хоть и является их носителем, не явля-ется самоценным, пока смысл не «раскрыт» для обучаемого. Сама технология также не несет в себе смысл, она лишь позволяет создать или, напротив, затруднить, условия, при ко-торых аспирант может раскрыть для себя тот или иной смысловой фрагмент содержания, сингулировать смысл и трансформировать его в дальнейшей учебной деятельности, рефлексируя его посредством вербализации основных смысловых центраций. Рефлексивные техно-логии могут выступать в учебном процессе в роли смысло-поисковой инициации, «внутреннего толчка», ведущего по пути смыслораскрытия проблемы (темы работы), постигаемого и одновременно развиваемого самим аспирантом или адаптировавшим его коллективом. В качестве рефлексивных образовательных технологий в высшей школе чаще всего выделяют: научные дискуссии, дидактическую поддержку и дифференцированную организацию учебного процесса, однако все эти технологические компоненты будут эффективны лишь при ориентации на ценностно-смысловые особенности аспирантов, при условии, что познаваемое из «неосознанного» или из «смысла для других» будет становиться «смыслом для себя» и далее трансформироваться в «инструмент сохранения и передачи смысла другим» . Обучение, ориентированное на смысловое развитие аспирантов через использова-ние в высшей школе рефлексивных технологий как инициации индивидуального выбора, порождает проблему – очевидный дефицит методов, способов и форм организации учебного процесса, которые позволяют вывести его на уровень саморегуляции, и которые будут вли-ять на развитие его «Я», на становление его рефлексивных возможностей и инициатив. Данная монография является отчетной семестровой работой в рамках про-ектной деятельности аспирантов. В первой части в учебном процессе в работе с аспиранта-ми был сделан акцент на вид рефлексивной технологии – учебная дискуссия. Одна из значимых характеристик этой технологии в обучении, состоит в том, что дискуссия возникает или организуется, а также протекает на равных, паритетных началах участвующих в ней сторон. Такая модель обучения дала обучающимся максимально возможную самостоятельность суждений, и стимулирует к поиску творческого подхода. Во второй части был сделан акцент на применении «метода индивидуальных проектов», в роли которых выступили темы диссертаций, в первой их части – оценки мирового состояния проблем, анализа узкоспециальной научной информации и написания индивидуальных литературных обзоров по теме диссертации.