СОДЕРЖАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 6 февраля 2020 г.
Аннотация:Представлено продолжение экспериментального исследования ролевой игры, опубликованного в «Вопросах психологии», 2018, № 1. Рассматривается характер переживаний и отношений, которые составляют содержание игры дошкольников. Эти переживания понимаются нами как мотивы игры, поскольку побуждают к определенным игровым действиям и задают их смысл. Выделены следующие девять вариантов игровых мотивов: забота (мотив родительских фигур), беспомощность (дети и детеныши), защита и преодоление (образ супергероя), нападение (образ монстра или преступника), красота (образ прекрасного создания), плененность (образ страдающей жертвы), самодостаточность (образ любого независимого существа), трудовая функция взрослого, пародирование (обесценивание всех перечисленных мотивов). Каждый из данных игровых мотивов воплощается в определенных ролях и имеет различные формы выражения в игре. Представлены репертуар игровых мотивов и их относительная значимость в разных игровых средах: в игре с маркерами роли, с образными игрушками, с предметами оперирования, маркерами пространства и с полифункциональными материалами. Результаты наблюдений показали, что наиболее популярными игровыми мотивами являются преодоление, нападение и красота ; мотив заботы и профессиональные роли взрослых наблюдались достаточно редко и не находили своего выражения в игровых действиях дошкольников. Это может свидетельствовать о том, что семейная и профессиональная жизнь взрослых не является предметом переживаний современных дошкольников. Специально изучалось влияние предметного материала на принятие роли. Результаты исследования показали, что игровой мотив воплощается в осмысленном для ребенка образе и если ему соответствует предметная среда. Если же среда насыщена образами, ничего не значащими для ребенка, то она будет затруднять принятие роли. Важный факт, полученный в работе, заключается в том, что полифункциональный материал, не навязывающий определенных образов, открывает более богатые возможности для создания собственных замыслов детей и в большей степени способствует порождению разнообразных игровых ролей.