Аннотация:Значение детства для морального развития личности чрезвычайно высоко. В психологии традиционно выделяют три социальных контекста, значимых для морального развития: семья, детский сад, и группа сверстников. Социальные контексты, выступая как взаимосвязанные системы, взаимно компенсируют проблемные «точки» моральной социализации. Моральное воспитание в семье и детском саду реализуется как обучение на основе имитации образцов морального поведения, в котором родители и воспитатели выступают, в первую очередь, как наставники, но не как собственно образцы морального поведения (W.Damon). При этом основным механизмом является трансляция социального опыта моральной регуляции общения и поведения путем научения, апеллирования к стыду, использованию подкреплений, а не демонстрация морального поведения на собственном примере. Напротив, А.Бандура считает, что подражание является не менее значимым, чем собственно научение. В цикле наших исследований моральных суждений детей дошкольного возраста было выявлено, что контекст отношений со взрослым и со сверстниками играют различную роль в моральном развитии...