Аннотация:статья посвящена одному из важнейших компонентов общего содержания практических занятий по
русскому языку как иностранному – чтению произведений русской литературы. Использование образцов художественной
литературы способствует прочному и сознательному овладению нерусскими
студентами грамматическими,
лексическими и стилистическими нормами русского языка, обогащает словарный запас учащихся новой лексикой и
фразеологией, воспитывает навык правильного словоупотребления, делает их
тельной. В статье представлен опыт орфоэпической и лексико-грамматической работы над художественным текстом на занятиях по РКИ в техническом вузе. На материале двух различных по объему и стилю, но тематически однород- ных произведений А.П. Чехова показаны какие виды орфоэпических и лексико-грамматических упражнений можно
речь живой, непринужденной, вырази-
использовать
в целях развития речи, исходя из специфических особенностей самого русского языка и родного языка
студентов (в статье на примере узбекского языка). Сделаны выводы, что художественные произведения представляют собой высокие образцы речевой культуры; знакомство с ними вырабатывает у учащихся сознательное отношение к
различным фактам русского языка, расширяет представление о
богатстве его лексики и грамматики, повышает инте-
рес к его изучению. Словообразование в узбекском языке осуществляется только с помощью суффиксов. Поэтому многообразные способы словообразования в русском языке непривычны для носителей узбекского языка. Студенты не знают значений многих русских суффиксов, вследствие чего нужна постоянная работа по раскрытию их значения и
активизации.
Постоянной работы требуют видовые формы русских глаголов, которые в родном языке студентов име-
ют иные способы выражения. Трудны для студентов залоговые значения русских глаголов. Преподавателю русского языка, работающему в нерусской аудитории, рекомендуется знакомство с основными особенностями фонологических
систем, контактирующих в языковом сознании учащихся, для того,
чтобы предупредить интерферирующее влияние
родного языка.