Аннотация:В статье исследуются социально-экологические изменения в среде ямальских оленеводов, породившие феномен сетевого протестного сообщества «Голос тундры». Авторы предлагают пересмотреть устоявшийся подход к социальным процессам среди ненецких тундровых аборигенов. Опираясь на материалы полевых исследований 2015, 2018 и 2019гг., проведенных в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), авторы сформулировали «ямальский парадокс». Смысл этого парадокса заключается в том, что, вопреки некоторым прогнозам о том, что тяготы кочевой жизни будут выталкивать тундровых ненцев в города, традиционный кочевой образ жизни становится для них актуальным и привлекательным. Демографический рост среди ненецких оленеводов и двукратное увеличение оленьего стада за последние 15 лет в сочетании с интенсивным промышленным освоением региона привели к тому, что в ямало-ненецкой тундре столкнулись интересы растущего ТЭК и растущего сообщества кочевников. Полученные результаты позволили показать процесс переоценки ключевых проблем и вызовов, возникших перед общинами аборигенов с связи со стремительным превращением ЯНАО в новую нефтегазовую провинцию России. Эта переоценка и изменение сознания коренных народов заложили потенциал индигенного сопротивления. Способом передачи индигенного голоса и местных аборигенных тревог стали новые медиа, такие как соцсети "ВКонтакте". Проект "Голос тундры" отразил в соцсетях основные «болевые точки» индигенного развития в ЯНАО: нехватка земель для растущего стада оленей, вызванная отчуждением родовых территорий в пользу ТЭК; экологические проблемы, неопределенность жизненных перспектив кочевников перед лицом ускоренного промышленного освоения региона. Группа "Голос тундры" апеллировала от имени Природы и от имени Народа, чье материальное существование и мир, к которому они принадлежат, находится под угрозой со стороны государства и большого бизнеса. Авторы считают, что использование концепта "сопротивление" даст возможность приблизиться к лучшему пониманию описываемых процессов.