Аннотация:Во введении констатировано, что среди множества проектов социальных и политических реформ в XIX в., предлагавших различные средства исцеления от негативных последствий промышленной революции, планы, предложенные Робертом Оуэном, имели особую историю, поскольку они стали предметом практического воплощения. В основной части статьи проанализированы некоторые из наиболее известных попыток создать новую политическую и социальную модель человеческого сообщества, в частности, государство иезуитов в Парагвае, созданное отчасти на принципах «Утопии» Томаса Мора; в отличии от большинства «конструктивных» проектов того времени, так и оставшихся на бумаге, оуэновский план был значительно более удачным, чему способствовала личность Оуэна: блестящий промышленный менеджер, совладелец фабрики в Нью-Лэнарке, где он на практике доказал главный постулат своего учения, - человек есть продукт обстоятельств, - он был крайне знаменит и состоятелен, чтобы провести общинный эксперимент в Новой Гармонии, штат Индиана, США, который доказал осуществимость человеческого общежития, основанного на совместном владении и совместном труде; хотя через несколько лет община распалась, ее опыт пробудил энтузиазм британских рабочих, страдавших от разрушительных последствий промышленной революции, которые стали создавать объединения, именовавшиеся «кооперативными» по названию доктрины Оуэна, ставившие перед собой задачу основания общин; в 1830-х гг. в подобных организациях состояло около полумиллиона человек. В заключении выдвинуто предположение, что успех Оуэна объяснялся отчасти его способностью использовать, наряду с изобретенным инструментарием, имевшийся в реальности, приспосабливая его к своим целям, по сути предваряя тактику «прямого действия» позднейших анархистов.