Удмуртские инструментальные наигрыши на орнитоморфную темустатья
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 августа 2021 г.
Аннотация:Образы птиц с древних времен занимают важное место в религиозно-мифологической картине мира удмуртов, о чем свидетельствуют многочисленные этнографические, лингвистические и филологические данные. Однако «птичья» тематика не получила должного освещения в трудах по удмуртской традиционной инструментальной культуре, за исключением небольшого количества последних статей удмуртских этномузыковедов. Данная статья посвящена выявлению звуковой картины голосов птиц в удмуртских инструментальных наигрышах. В процессе анализа были выделены три вида программных наигрышей на орнитоморфную тему. Ярче всего звукоизобразительность проявляется в наигрышах на аэрофонах (рябчиковый манок “сяла пеллян / сяла чипсон”, натуральная продольная труба “чипчирган”, коровий рог “скал сюр”), связанных с трудом охотника и пастуха, и во время календарных праздников (глиняная свистулька “сюй шулан”). В результате исследования музыкальных образцов нами выявлена связь с двумя конкретными видами птиц – рябчика и лебедя, образы которых занимают важное место в удмуртской мифологии. Другие примеры создают типизированный музыкальный символ птицы, что может свидетельствовать о более архаичном способе освоения и отражения окружающего мира. «Птичья» тематика инструментальных наигрышей не имеет ярко выраженной природы. Она проявляется в ходе анализа мелодико-ритмических, тембро-динамических компонентов структуры, исполнительских приемов.