Аннотация:На материале авестийских текстов рассматриваются некоторые ключе-вые номинации типов эмоций, реконструируются их парадигматические исинтагматические связи и их укорененность в дуалистичной кар-тине мира. Это попытка анализа структуры эмоциональных со-стояний в их психологическом аспекте по Гатам — по той части зороастрий-ской литургии «Ясна», которая приписывается пророку, реформатору, осново-положнику новой (древнеиранской) религии Зороастру (из греч.),или Заратуштре. Генеральным противопоставлениемв аспекте эмоциональной жизни индивида и шире становятся в Гатах эмоции,ассоциируемые с двумя критическими жизненными полюсами:это сложные комплексы положительных эмоций, позитивный, связанныйс эмоцией радость-счастье, и негативный, связанный с эмоцией горе-страдание. Именно эта парная сцепка эмоций — позитивная + негативная— служит у Заратуштры «мотивационно-организующей силой» [Изард2000: 183]. Естественно, что главным «активатором» этих эмоций, являетсяэмоция страха, именно с ней, как можно судить по текстам, связана главнаянадежда Заратуштры, формирующего свою «общину», на правильностьвыбора между "праведным" и "неправедным" путями. Эта дихотомическая конструкция успешно эксплуатирует такое, посути, мобилизационное архетипическое разделение на свой и чужой. И хотяаудитория, адресат свой или потенциально свой, тем не менее, основной упорделается на негатив. Как можно полагать исходя из того, что концептуальнозначимая для Заратуштры лексика практически не представлена в живых иранскихязыках, ареал распространения раннего заратуштровского учения был весьмаограничен. Ко времени Сасанидов многое в его понимании было утрачено, хотярезонанс его вероучения был весьма значителен. Ср., например, упоминаниеЗороастра Платоном в «Алкивиаде».Издание осуществляется при поддержкеРоссийского фонда фундаментальных исследований (РФФИ)проект № 18-012-00736-а