Аннотация:История семьи Фудзивара в старинной японской словесности обсуждаетсякак в памятниках, целиком посвященных ей («То:си кадэн», «Оокагами»),так и в текстах с более широким охватом тем. «Кондзяку моногатари сю:»(«Собрание стародавних повестей», 1120-е гг.) включает в себя подборкурассказов о сановниках из рода Фудзивара (свиток 22-й). Не будучи историческим сочинением, «Кондзяку» тем не менее представляет особый взглядна прошлое, достоверное в смысле внутренней связности событий и поучительное в смысле осуществления всеобщего закона причин и последствийв судьбах конкретных людей. Универсальные буддийские уроки сочетаютсяздесь с особыми выводами для каждого из разрядов людей (монашескийпуть, «путь воинов», «путь разбойников»). В случае Фудзивара перед нами«путь знати»: сановники предстают скорее не как политики в борьбе за влияние при дворе, а как носители семейной традиции служилых аристократов.Она предполагает особый навык выбора жен и распределения детей по достойным должностям сообразно природным задаткам, а критерием успехаслужит дальнейшее процветание рода. За пределами 22-го свитка в «Кондзяку» также встречаются рассказы о людях из рода Фудзивара, включая егомладшие ветви. У них свои обрядовые предпочтения и своя удача, Фудзивара по-особому страдают, умирают, шутят и грешат. Порой по рассказамиз разных свитков можно проследить судьбу одного и того же человека вразных ее поворотах: такие личные истории, проходя сквозь тематическуюструктуру собрания, укрепляют его внутреннее единство, работают на впечатление связи всех со всеми в большом мире людей и будд