Аннотация:В данной статье рассматривается социальная проблема трансформации традиционных религиозных доктрин в квазирелигиозные течения, которая находит свое наиболее наглядное отражение в процессе дифференциации и диверсификации протестантизма в виде постпротестантских, а точнее – псевдопротестантских движений и культов. Автор обращается к анализу причин, прежде всего – социальных, реформации церкви, истории возникновения и укрепления первых протестантских течений – лютеранства, кальвинизма, англиканства и анабаптизма, выделяет социальные корни и ключевые принципы протестантского вероучения. Подобный анализ позволяет прийти к выводу, что, строго говоря, протестантизм – это исторически ограниченное явление, восходящее к Реформации XVI в., предоставившее, в то же время, возможность собственной трактовки Библии любыми его апологетами. Это привело к тому, что протестантизм не смог остаться в рамках единого учения и культа. В нем достаточно быстро стало появляться большое количество близких по духу, но достаточно отличных направлений и течений, поскольку важнейшим критерием для понимания различных положений Библии считалась точка зрения их основоположников. Данное обстоятельство способствовало вырождению самого духа протестантизма, традиционной протестантской этики, основанной на аскетизме, трудолюбии, скромности, честности и т.п. При этом ключевым мотивом деятельности лидеров постпротестантских новообразований различного рода, число которых стремительно растет, является исключительно финансовый успех. Данное обстоятельство порождает специфическую реакцию со стороны традиционного протестантизма в виде протестантского фундаментализма.