Аннотация:Статья посвящена обоснованию необходимости разработки и внедрения комплексных программ реабилитации для семей, воспитывающих детей с ожоговой травмой. Подобные программы должны включать психологическую помощь не только ребенку, пережившему ожог, но и его родственникам. С опорой на опыт зарубежных исследований и теоретические представления отечественной психологии (научная школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурии – Б.В. Зейгарник) показывается целесообразность участия родителей и других членов семьи больного ребенка в реабилитационных программах, что важно как для их собственного психологического благополучия, так и для эффективного лечения и восстановления ребенка.
Кроме общих представлений о психологической реабилитации с медицинских пози-ций, приведено описание теоретических основ, существующих в отечественной психологии, которые могут и должны быть использованы для разработки подобных комплексных программ. Описаны особенности социальной ситуации развития ребенка с ожоговой травмой и их роль в формировании адекватных представлений о болезни и у ребенка, и у его родителей. Показана связь между этими представлениями и степенью приверженности лечению, а также успешной социализацией ребенка. Приводится анализ модели медицинского педиатрического травматического стресса, используемой для построения семейных реабилитационных программ за рубежом и обсуждается возможность внедрения подобной модели в России. В статье выделены основные задачи и направления работы психолога в отделении ожоговой травмы на этапе госпитализации семьи; обоснована теоретическая и практическая значимость данных задач.
Ключевые слова: ожоговая травма, психологическая реабилитация, приверженность лечению, модель медицинского педиатрического травматического стресса (МПТС), научная школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурии – Б.В. Зейгарник, внутренняя картина болезни, соци-альная ситуация развития.