Аннотация:В статье приведены результаты кросскультурного исследования взаимосвязей показателей когнитивного функционирования и успешности в обучении русскому языку как неродному. На выборке 330 кыргызоязычных и молдавоязычных школьников 11-х классов (средний возраст = 17,68 ± 0,45; 62,7 % девушек), обучающихся весь школьный период на русском языке в Кыргызстане и Молдавии, анализировались показатели когнитивного развития – скорость переработки информации, рабочая память, интеллект, а также показатели успешности обучения русскому языку – оценка учителя и балл государственного экзамена. Использовались методы однофакторного дисперсионного, корреляционного и множественного регрессионного анализа. Выявлены как сходства, так и различия в структуре взаимосвязей показателей когнитивного функционирования и успешности в обучении русскому языку как неродному. Вне зависимости от родного языка интеллект прямо пропорционально связан с успешностью в обучении русскому языку, но лишь в группе кыргызоязычных школьников интеллект проявляется с достаточной статистической мощностью как предиктор индивидуальных различий в показателях успешности – экзамена и школьной оценки. Вне зависимости от языковой группы скорость переработки информации актуализируется в структуре связей с показателями успешности обучения русскому языку, что является специфичным именно для процессов изучения русского языка как неродного. Рабочая память в обеих группах школьников – и кыргызоязычных, и молдавоязычных – не связана ни с одним показателем успешности в обучении русскому языку. Результаты обсуждаются с позиций специфики родного языка, содержания и целей государственных экзаменов, эффективности национальной системы образования.