Аннотация:Предметом исследования является различение двух важнейших направлений в искусстве XX века - ар деко и авангарда, выявление природы их взаимодействия. Объектом исследования являются авторские тексты мастеров, памятники искусства, принадлежащие направлениям. Особое внимание уделяется характеристике специфических черт ар деко и авангарда, выявлению сходств и различий двух параллельно развивающихся стилевых концепций. Автор рассматривает ключевое для истории взаимодействия двух направлений событие, а именно Парижскую выставку 1925 года, и критику, сформировавшую взгляды на искусство эпохи модернизма. Методология исследования включает историко-описательный, сравнительный, аналитический метод, художественно-образный анализ, культурно-исторический, культуролонический подходы. Новизна исследования заключается в рассмотрении двух важнейших для понимания истории культуры XX века направлений в контексте их взаимодействия. Начиная с 1966 года, ар деко представлялся несамостоятельным стилем, тесно связанным с модерном и подражающим авангарду. Основным выводом исследования является выявление адаптационного культурного механизма, который позволил ар деко преодолеть ряд проблем, среди которых выделяется отношение к техническому прогрессу и массовому обществу. Автор подчеркивает, что оба направления стоит рассматривать в контексте диалога культур. В первую очередь, их объединяло стремление к современности и выработка новаторская языка искусства.