Аннотация:Проблемы социокультурной модернизации образования особую роль приобретают в трансформирующемся обществе. Современность неоднородна и динамична, а перемены неожиданно настигают даже самые консервативные слои жизни. По этой причине политика образования вынуждена работать на опережение, анализируя не только учебные программы и инновации способов обучения в высокотехнологическом обществе, но и текущие трансформации социокультурной среды, как локальной (национальной), так и глобальной (общемировой). В наши дни достижения скандинавских стран в сферах экономики, образования, государства всеобщего благоденствия широко обсуждаются в социальных науках. Статья посвящена особенностям и культурно-психологическим факторам норвежской модернизации. Показано, что основой успеха Норвегии и других северных стран служили прежде всего ценности образования и общественного согласия, повседневные практики самоуправления, воспитание коммуникативной и аргументативной рациональности, самодисциплина элит. Утверждается, что скандинавская модель модернизации в наибольшей степени отвечает социокультурным особенностям и ценностным ожиданиям России.