Аннотация:Актуальность (контекст) тематики статьи. Технологии виртуальной реальности (ВР) получают все большее распространение в различных сферахжизнедеятельности, все чаще они используются лицами детского возраста. При этом существует крайне незначительное количество исследований, посвященных особенностям использования ВР детьми разных возрастов, до сих пор нет описания методических и методологических особенностей воздействия ВР на процессы психического развития современного ребенка.Цель: рассмотрение технологий виртуальной реальности как средства развития современного ребенка. В соответствии с целью были поставлены задачи анализа результатов применения, возможностей и ограничений использования ВР в качестве инструмента, опосредствующего процесс психического развития.Описание хода исследования. В работе рассматривается качественная специфика технологий виртуальной реальности в отличие от иных цифровыхтехнологий. Дан анализ особенностей воздействия технологий виртуальной реальности на детей разного возраста с точки зрения нахождения границприменимости технологий ВР. Отмечается, что погружение в виртуальные среды детей различных возрастных групп происходит с различной степеньюинтенсивности, что определяется, в первую очередь, особенностями развития когнитивных функций на данных возрастных этапах. Выделены положительныеэффекты применения технологий виртуальной реальности как образовательного средства в условиях цифровизации образовательного процесса. В результате было показано, что успешное погружение ребенка в виртуальный мир и эффективное овладение им средствами виртуальной реальности требует развития навыков адаптации к окружающему миру нового формата, успешная деятельность в котором возможна только при формировании релевантных ему операций и действий.Результаты исследования. Анализ существующих результатов исследований технологий ВР как средства развития современного ребенка обнаружил ряд существенных фактов, определяющих дальнейшие методологические изыскания в рамках данной проблематики. К ним относятся, в первую очередь, смещение акцентов при изучении ВР-технологий с рассмотрения рисков и негативных последствий в сторону качественных положительных эффектов от их применения с целью преодоления классических для цифровых технологий ограничений.Выводы. ВР-технологии имеют значительные перспективы и как исследовательский инструмент, и как формирующее средство, релевантное развивающемуся цифровому пространству.