Аннотация:Из четырёх известных причин (начал) бытия энтелехия понимается как внутренняя сила (энергия), заключающая в себе цель и диспозиционно предполагающая результат. В современной науке происходит возвращение к представлению о холистичном бытии мироздания и целевой (информационной) причинности, от которой, начиная с Фр. Бэкона, так старалось избавиться естествознание. Зрелое естествознание (неклассическая наука) XX – XXI вв. всё чаще обращается к идее синергетической целесообразности устройства мироздания и целенаправленности его развития – антропный принцип в космологии, идея автопоэзиса в биологии, введение понятий автосборки молекул и автокатализа в химии.Все больше космологов и физиков рассуждают о “целесообразнос¬ти и гармонии” физических законов, исходной “информационной матрице”, или “генети¬ческом коде”, “антропном принципе” Вселенной (Б. Картер, Дж. Уиллер, И.Л. Розенталь, С. Хоукинг и др.), о “свободе выбора” на уровне элементарных частиц (Н. Бор, Ф. Дайсон и др.).
Химики, математики и биологи размышляют о телеологичности, диспозиционной заданности, телеономичности химико-биологических процессов, лежащих в осно¬ве генезиса и развития живых организмов, их направленной и ускоренной цефализации, опережающей морфологические изменения и дающей возможность в кратчайшее время выйти на уровень разумной жизни (Р. Том, Лима-де-Фариа, С.Д. Хайтун и др.). Введение сознания в интерпретационную кар-тину квантовой механики ставится как задача в современной физике (В.К. Гейзенберг W.K. Heisenberg, М.Б. Менский).