Особенности метилирования ДНК и гистона Н3 в гиппокампе и неокортексе крыс, переживших патологические воздействия в пренатальном периоде развитиястатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Аннотация:Стресс во время беременности может быть причиной структурных и функциональных измененийголовного мозга плода, которые в дальнейшем приводят к формированию различных нервно-пси-хических заболеваний, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности, депрессию, ши-зофрению, аутизм и др. Среди стрессовых факторов, способных привести к нарушениям развитияплода, особое место занимает пренатальный гипоксический стресс. Эпигенетические механизмымогут играть ключевую роль в развитии нарушений функциональной активности мозга, вызывае-мых стрессовыми воздействиями различной природы. Целью настоящей работы было изучениевозрастных особенностей метилирования ДНК (meDNA) и гистона Н3 по лизинам 4 (meН3К4) и9 (meН3К9) в клетках гиппокампа и неокортекса крыс – наиболее чувствительных к гипоксииструктур мозга, вследствие воздействия тяжелой гипобарической гипоксии (180 мм рт. ст., 3 ч) иливведения синтетического глюкокортикоида дексаметазона (0.8 мг/кг), моделирующего стрессор-ный ответ материнского организма, на 14–16-е сут пренатального онтогенеза. С использованиемиммуногистохимического метода были обнаружены возрастные модификации степени meDNA иmeН3К9 (но не meН3К4) у контрольных животных, а именно снижение уровня meDNA и meH3K9у старых 18-месячных крыс по сравнению с 3-месячными. Предъявление тяжелой гипобарическойгипоксии, так же, как и введение дексаметазона, на 14–16-е сут пренатального онтогенеза приводятк длительному (до 18 мес.) увеличению уровня meDNA во всех исследованных структурах мозга.При этом наблюдается прогрессирующее с возрастом снижение уровня meН3К4 – активационноймодификации хроматина, в гиппокампе и неокортексе крыс. В то же время уровень meH3K9 – тор-мозной модификации хроматина, у животных, переживших неблагоприятные воздействия в прена-тальном периоде, с возрастом снижается в меньшей степени, чем у контрольных крыс. Эти данныекосвенно указывают на снижение транскрипционной активности генома пренатально стрессиро-ванных животных, что может лежать в основе длительных изменений их поведения и способностик обучению.