Аннотация:В отечественном источниковедении копийные книги актов изучаются главным образом применительно к монастырям центра и севера России (Иосифо-Волоколамский, Кирилло-Белозерский, московские Богоявленский и Симонов, Троице-Сергиев, вологодские Павлов Обнорский и Корнилиев Комельский, Михайло-Архангельский Двинского уезда). Слабее разработаны и введены в научный оборот сборники копий из церковных архивов. По соборным церквам они известны лучше, например, Н. Румовский в 1862 г. издал копийную книгу актов XVI–XVII вв. великоустюжского Успенского собора. О внушительности актовых собраний северных церквей свидетельствует обнаружение в 1900 г. академиком А. А. Шахматовым в ходе его археографической экспедиции в Архангельскую губернию около 400 актов Лодомской церкви (во имя вмч. Георгия) на Двине XV — начала XVIII в., которые в 1908 г. были опубликованы М. Г. Курдюмовым и С. Ф. Платоновым.
В 1960 г. З. А. Огризко отметила среди неразобранных материалов в Великоустюгском архиве копийную книгу поземельных актов Михайло-Архангельской церкви Пачеозерской волости Сольвычегодского (Усольского) уезда. Одновременно она указала на несколько копийных книг в Государственном архиве Архангельской области, поступивших из церквей Ухтостровской волости Двинского уезда — Никольской, Богоявленской, Варварской. Грамоты из них были использованы ею в дискуссионной статье о крестьянском и церковном землевладении на севере.
Обращался к актам из копийных книг приходских церквей Двинского уезда и А. И. Копанев, считавший (вслед за М. М. Богословским и А. Я. Ефименко) церковное землевладение одной из форм общинного владения
черносошных крестьян в XVI–XVII вв. Этим самым он полемизировал с З. А. Огризко, видевшей в землях северных волостных церквей феодальную природу и сближавшей его с монастырским землевладением. Близкое
к этой точке зрения мнение высказал и Ю. С. Васильев, рассмотревший поземельные акты из архивов приходских церквей Важского уезда XVII в.
Правда, в другой части своей работы исследователь указал на промежуточный характер землевладения приходских церквей (между монастырским
и крестьянским).
После 1960 г. Пачеозерская копийная книга почти на полвека исчезла из поля зрения исследователей и лишь недавно была снова обнаружена Д. А. Пшеницыным в научно-справочной библиотеке Великоустюгского
центрального архива (ВУ ЦА) с инвентарным № 3627. До сих пор этот документальный памятник не включен ни в один из архивных фондов, а его многоплановая информация по социально-экономической и социокультурной истории севера не оценена должным образом. Восполнить этот пробел мы считаем своим научным долгом.