Аннотация:При изучении социолингвистической ситуации в образовательном пространстве г. Москвы и Московской области в рамках проектов центра балтистики филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова «Языковое поведениепредставителей литовской и латышской диаспор г. Москвы» и «Речевое поведение детей мигрантов и интеграция семей мигрантов в образовательное и культурное пространство г. Москвы и Московской области» (2010–2018), «Языки Москвы»Института языкознания РАН (2016–2017) была разработана методология исследования. По анкетным данным и неформализованным интервью проанализировано владение родным и русским языками респондентами, мигрантами в основномиз стран постсоветского пространства, реальное употребление языков, условия выбора языка для общения с различными коммуникантами, а также языковые предпочтения и их связь с национальной самоидентификацией, доминирующий язык, возможность употребления родного языка в различных профессиональных сферах в г. Москве и Московской области.Данные получены не только в результате анкетирования, но также по результатам описания социолингвистической ситуации класса педагогами, участниками конкурсов педагогического мастерства, а также слушателей курсов повышения квалификации«Русский язык в разноуровневом поликультурном классе» (в настоящее время проводимых в Институте русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова). https://rll2020.philol.msu.ru/docs/Trudy_i_materialy_RLL2020.pdf