Аннотация:Анализируются данные межстранового социологического проекта – «Европейское социальное исследование». Доступность образования рассматривается как детерминанта оценки населением состояния национальной образовательной системы. В качестве одного из возможных индикаторов доступности образования выступает субъективная оценка наличия справедливых шансов на получение желаемого уровня образования у жителей страны. Особое внимание уделяется сравнению оценок россиян и жителей других европейских государств. Подчеркивается важность проведения опросов по рассматриваемой проблематике, как канала обратной связи, позволяющего выявить оценку населением эффективности проводимых в образовательной системе преобразований. При работе с первичной социологической информацией использовались: корреляционный анализ, линейный регрессионный анализ, однофакторный дисперсионный анализ.Отмечается, что европейские страны весьма дифференцированы в зависимости от оценки населением системы образования. Состояние национальной образовательной системы россияне оценивают хуже, чем жители большинства стран-участниц проекта. Делается вывод о том, что российская система образования в полной мере не соответствует потребностям и образовательным запросам населения. Выявлено, что в сравнении с большинством европейских государств, доступность отечественного образования получает сравнительно невысокие оценки россиян. Констатируется, что в странах-участницах проекта доступность образования является детерминантой оценки населением состояния национальной образовательной системы. В целом, чем выше субъективная оценка доступности образования, тем позитивнее оценка состояния образовательной системы страны. В России выявленная зависимость по европейским меркам проявляется сравнительно сильно, что свидетельствует о том, что доступность образования выступает на первый план в комплексе проблем национальной образовательной системы.