Эмпатия-отождествление и эмпатия-моделирование: о культурном конструировании двух модусов совместной деятельностистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 1 апреля 2022 г.
Аннотация:Проведенная аналитическая работа базируется на широком определении эмпатии как сово-купности психологических и поведенческих ответов на опыт другого человека (Davis, 2004).В практике исследований эмпатии идентифицированы две разнонаправленные тенденции.Центробежная тенденция фрагментирует эмпатию на множество независимых конструктов,одна часть которых группируется у полюса автоматических эмоциональных процессов («эмо-циональное заражение», «эмоциональная мимикрия», «эмоциональная имитация»), а другая –у полюса метакогнитивных процессов («эмоциональный интеллект», «теория психического»,«ментализация», «mind-reading», «perspective-taking»). Центростремительная тенденция на-правлена на интеграцию релевантной эмпатии феноменологии в целостные модели, боль-шинство из которых носит двухпроцессный характер. Основными методологическими про-блемами существующих двухпроцессных моделей являются, во-первых, разделение формэмпатии по содержанию результирующего психического процесса на так называемые эмо-циональную эмпатию и когнитивную и, во-вторых, сужение функционала эмпатии к индукциипомогающего поведения. В качестве альтернативы сформулирована функциональная гипоте-за относительно антропогенетической задачи эмпатии, согласно которой она является исход-но морально нейтральной и складывается в культурной эволюции как средство организациидвух качественно специфичных форм совместной деятельности. Линия развития эмпатии какпсихологического средства объединения членов группы в единого протагониста в рамкахмоноролевой совместной деятельности требует достижения врем енной эквивалентностиэмоционального состояния объекта и субъекта эмпатии. Данный тип эмпатии по цели егореализации был назван «эмпатия-отождествление». Линия развития эмпатии как психологи-ческого средства конструирования полиролевой совместной деятельности, наоборот, пред-полагает одновременное сосуществование двух качественно различных перспектив, где эм-патирующий субъект стремится создать в своем сознании репрезентацию модели состояниясознания познаваемого субъекта. Данный тип эмпатии назван «эмпатией-моделированием».Следствием гипотезы о различных целях этих типов эмпатии в культурной эволюции являетсятезис о своеобразии систем сообразных им культурных средств при становлении эмпатии-отождествления и эмпатии-моделирования как высших психических функций.