Образовательные траектории выпускников школ российского промышленного регионастатья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 14 октября 2020 г.

Работа с статьей


[1] Образовательные траектории выпускников школ российского промышленного региона / И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева и др. // Образование и наука. — 2020. — Т. 22, № 7. — С. 23–31. Актуальность исследования определяется необходимостью поиска конструктивных решений проблемы образовательного перехода молодежи из учреждения общего среднего образования в систему высшего образования и выработки комплекса мер, которые бы стимулировали большую часть этой молодежи оставаться в регионе проживания и ориентироваться на получение специальностей, востребованных местным, региональным рынком труда. Проблемная ситуация заключается в миграции молодежи из региона проживания в крупные университетские центры. Это приводит к изменению демографической ситуации регионов, к негативному перераспределению трудовых ресурсов, к оттоку наиболее способных и подготовленных выпускников. Материалы и методы. Использованы данные проведенного авторами социологического исследования Комплексный анализ системы образования Кемеровской области. В рамках исследования были опрошены выпускники школ и их родители. Опрос осуществлялся методом анкетирования, реализованного с помощью платформы Google forms. Опросом было охвачено 18 школ, расположенных во всех районах области и во всех типах поселений. Было опрошено 787 девятиклассников, 338 одиннадцатиклассников и 520 родителей. На этапе анализа данных в функциональной среде SPSS 25 была выполнена обработка первичных данных и представление результатов методами описательной статистики; проведен углубленный анализ эмпирической информации многомерными методами аналитической статистики, включая критерий значимости χ2, процедуры факторного и корреляционно-регрессионного анализа (p < 0.001). Результаты исследования. Выявлены перспективные планы выпускников школ промышленного региона России, изучены мотивы и аргументации их выбора, а также определены факторы, влияющие на этот выбор. В качестве возможных мер по преодолению оттока молодежи из регионов авторы предлагают рассматривать –целевое обучение, работу с талантливой молодежью, организацию взаимодействия на уровне работодатель – школа – вуз, различные формы сетевого взаимодействия вузов, а также современные формы привлечения молодежи в комфортную образовательную среду университета, создание условий не только для обучения, но и досуга, саморазвития, реализации непрерывного образования. Обсуждение и заключение. Результаты исследования будут полезны специалистам по проблемам образования, изучения и анализа миграционных настроений молодежи, аналитикам рынка труда, представителям органов управления образованием и региональной администрации. Инструментарий исследования, может быть использован при анализе образовательной миграции и изучения профессиональных траекторий выпускников школ регионов России. Планируется распространить данный опыт изучения системы образования на наиболее проблемные в плане образовательной миграции регионы РФ с целью предложения им возможных путей оптимизации этого процесса.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть