Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации: вызов пандемии. Материалы обсуждениястатья Исследовательская статья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 28 октября 2020 г.

Работа с статьей


[1] Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации: вызов пандемии. Материалы обсуждения / А. Г. Асмолов, В. А. Иванников, М. Ш. Магомед-Эминов и др. // Человек. — 2020. — Т. 31, № 4. — С. 7–40. Пандемия COVID-19 бросила вызов как конкретному человеку, обществу и всей человеческой цивилизации, так и наукам, изучающим человека. В дискуссии поднимается вопрос необходимости пересмотра понимания человека в психологии. Человек рассматривается в процессе перехода от психологического, абстрактного индивида к реально существующему, конкретному, живому человеку в его телесной воплощенности (или в аспекте природного, биологического субъекта). Ставится вопрос целесообразности дополнения и расширения культурно-исторического понимания человека через призму его индивидуальной истории. Обсуждается представление о катастрофической, чрезвычайной ситуации не только в оптике общества и природы в целом или абстрактно-гипотетических конструктов, но и на уровне жизни отдельного человека. Рассматривается важность существования человека в глобальной угрозе в научно-теоретическом плане, а не как традиционно понимаемой прикладной проблемы. Негативные трактовки экстремальной, чрезвычайной ситуации требуют концептуализации позитивности как источника преодоления, решения жизненных задач, роста развития, открытия нового. Кроме того, требует кардинального пересмотра понятие практики в психологии (Л.С. Выготский). Практику помощи необходимо рассмотреть не только как прикладную отрасль в психологии, а в фундаментальном, теоретическом ее значении, раскрывая психологическую помощь как практическую заботу. Авторы сходятся во мнении, что существование человека в условиях глобальной угрозы COVID-19, радикально меняет отношения человека и общества. В условиях пандемии социальные практики раскрыли конкретного человека в новом отношении к обществу, поставив общественную жизнь на паузу в целях сохранения жизни индивидуального человека. Феномен смерти, подвергавшийся в психологии теоретическому вытеснению, рассматривается теперь как часть человеческой жизни. Смысл жизни нужно соотнести со смыслом смерти, который позволяет раскрыть существование человека в полноте его жизни, бытия. [ DOI ]

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть