Аннотация:Изучение народной религиозности оказалось одной из востребованных тем последних десятилетий в России. Современные исследователи, особенно «полевики», уделяют большое внимание условиям бытования тех или иных практик в конкретном регионе. Вплоть до настоящего времени продолжают спонтанно возникать специфические места, распознаваемые местным сообществом или паломниками как святые. В фокусе данной статьи анализ регионального своеобразия форм и проявлений почита-ния так называемых «деревенских святынь» в Тамбовской области на основе архивных и опубликованных материалов советских исследователей А.И. Клибанова и А.И. Демьянова, а также собственных экспедиционных выездов. В регионе были выявлены следующие варианты почитания местных святынь: посещение источников, строительство часовен на могилах (в том числе непрославленных святых и юродивых), создание самодеятельных музеев «святых» (они, помимо собственно музейных функций, предоставляют посетителям место для молитвы и благоговейного поминовения благочестивых земляков, размеченное предметами, непосредственно связанными с их жизненным путем). В статье представлена попытка ретроспективного анализа функций исмыслов, которыми наделялись деревенские святыни в рассматриваемом регионе в советский период и в настоящее время. На примере почитания блаженной Насти Вирятинской ставится вопрос о роли групп истинно-православных христиан (ИПХ) в поддержании и воспроизводстве «деревенских святынь». Авторы указывают на преобладающую роль народных представлений и направленных усилий местных мирян в складывании и сохранении целого ряда «деревенских святынь» Тамбовской области. В статье приводится несколько примеров возникновения новых святынь в регионе, в томчисле в советский период. В последние годы ряд коллективных практик на источниках почти утрачен – отчитки, пение духовных стихов, в то же время индивидуальные практики – молитва, омовение, заготовка святой воды – сохраняются и транслируются.