Аннотация:Двадцатый век принес Италии череду потрясений и смен культурных парадигм. Падение фашистского режима ознаменовало собой в то же время и конец того искусственного конструкта, который на протяжении довольно длительного времени, не покладая рук, внедряли в массовое национальное сознание работники «фабрики Дуче». Происходило глобальное обновление ценностной матрицы итальянского общества, в котором наблюдались и отвержение, и переосмысление и созидание отдельных ценностей. Все эти процессы не могли не отразиться в художественной литературе, неизменно чуткой к вибрациям современности. Гипотеза, выдвигаемая в данной статье, предполагает присутствие темы ностальгического переживания в литературных произведениях послевоенного периода. Целью данной статьи, таким образом, является изложение результатов художественного анализа первых пяти романов-лауреатов
национальной литературной премии «Стрега» (1947-1951 гг.), выбранных в качестве наиболее репрезентативных произведений исследуемого периода, а также выявление значения ностальгического переживания для субъекта: ощущалось ли оно бессмысленной тратой времени и эмоциональных сил или воспринималось как ценность? В задачи статьи, в случае подтверждения гипотезы,
входит определение видов ностальгии, представленных в исследуемых романах, а также выявление функций, выполняемых ценностью ностальгического переживания в итальянском национальном сознании.