Аннотация:Самоповреждающее поведение - одна из острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей работе специалисты области психического здоровья. Это объясняет актуальность разработки наиболее эффективных способов работы с ним. Цель. Исследование смысловой основы самоповреждающего поведения в выборке интернет-пользователей. Методы. Материалами исследования стали данные ответов 156 человек в возрасте старше 18 лет, полученные в проведённом интернет-опросе. Респондентам анонимно задавали вопросы про то, какой субъективный смысл имеет их самоповреждающее поведение. Обработка данных проведена путём подсчёта процентного соотношения частоты каждого из упомянутых смыслов самоповреждающего поведения в общей выборке. Результаты. Выявлены гетерогенность и разнородность смысловой основы самоповреждающего поведения. 8,5% ответов (смысл «альтернатива суициду») свидетельствуют об актуальном суицидальном риске. 25,4% ответов («подтверждение реальности «Я», «прекратить истерику, паническую атаку, приступ тревоги, навязчивые мысли», «заполнение пустоты») указывают на наличие психопатологической симптоматики у респондентов. 61,5% ответов (смыслы «облегчение эмоциональной боли», «отдых, успокоение, снятие стресса», «справиться с агрессией, напряжением») демонстрируют наличие у обследуемых низкой толерантности к эмоциональному напряжению и испытываемым негативным эмоциям. 5,3% ответов (смыслы «месть другим», «обратить на себя внимание») можно интерпретировать как свидетельство бедности коммуникативных навыков. Этиологию ряда выявленных мотивов необходимо прояснять отдельно в каждом конкретном случае. Выводы. Полученные результаты демонстрируют важность изучения субъективного смысла самоповреждающего поведения. Они позволяют утверждать, что работа с людьми, наносящими себе самоповреждения, должна быть командной и включать как психиатрическую, так и психотерапевтическую помощь. Можно выделить несколько направлений работы с описываемым контингентом. (1) Оказание психиатрической помощи в лечении психопатологической симптоматики. (2) Профилактика суицидального риска. (3) Обучение навыкам эмоциональной саморегуляции. (4) В зависимости от смысла самоповреждающего поведения будут различаться оптимальные психотерапевтические подходы.