Аннотация:В. фон Гумбольдт утверждал, что «язык есть выражение духа народа». По мнению Ю. М. Лотмана процессы обновления кодов, актуализации и деактуализации ценностей, являются постоянными и зависят от времени, места, социальной среды. Действительно, литературный процесс можно представить как столкновение принципов классицизма и барокко, т. е искусства канонического и искусства, направленного на нарушение предписанных норм. Пластическое искусство оказывало существенное влияние на формирование эстетических взглядов русских писателей 18—19 веков. Образы пластических искусств «населяют» художественные миры их произведений, образуя своеобразную систему. В работе представлена классификация образов пластических искусств, представленных в художественных текстах русского классицизма, созданная по соотнесенности представленных образов с архитектурой, скульптурой или живописью, а также представленным типам контекстов с точки зрения отношения повествователь — персонаж. Результаты исследования основывались на статистических подсчетах. Применение математико-статистических методов к художественному тексту проводилось таким образом, чтобы избежать смешения количественного понятия величины информации и качественного — его ценности. В исследуемых произведениях классицизма подавляющее большинство образов составили образы архитектуры, образы скульптуры и живописи встречаются в десятки раз реже. Архитектурные образы, прежде всего образы дома, его интерьера, показывая непосредственную связь различных вещей и произведений искусства внутри особого культурного пространства, играют знаковую роль в художественном тексте, разграничивая пространство на «свое» и «чужое». Образы живописи и скульптуры употребляются незначительно и примерно поровну, прослеживается определенная «театрализация» живописи и скульптуры классицизма. Пластические образы состоят из определенных тематических групп, наиболее многочисленны и разнообразны тематические группы архитектурных образов: «Религиозная архитектура», «Архитектура царской власти», «Дом, жилище»… Все пластические образы включены в определенные контекстные отношения, контекстная семантика исследуемых пластических образов может быть «положительной», «отрицательной» и «нейтральной». Стоит отметить, что контекстная семантика ключевых слов в произведениях русского классицизма, как правило, соответствует контекстной семантике их тематических групп.