Милостыню давать…в гошпитали и в другия таковыя подобныя места»: древнерусское нищелюбие и благотворительность нового времени в завещаниях князя Б.И. Куракина (1727 г.) и графа Г.И. Головкина (1729 г.)статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Аннотация:Впервые осуществленное сравнение текстов завещаний известного петровского дипломата князя Б.И. Куракина (1727 г.) и первого российского государственного канцлера графа Г.И. Головкина, написанного им за 5 лет до кончины в 1729 г. в части, касающейся благотворительной деятельности, высветило, как общие черты древнерусского благочестия, присущего этим представителям политической элиты петровского времени, так и различия в проявлении усвоенного ими европеизма. Сознание и государственного канцлера Головкина, не покидавшего Россию, и князя Куракина, в соответствии с характером службы значительно более европеизированного, по-прежнему определялось религиозным мировоззрением. Проявлением его была вера в бессмертие души и вытекавшая из нее забота о поминальных службах и храмостроительство. У Куракина они дополнялись перепоручением взятого на себя перед иконой Николая Чудотворца обета, угрозами Страшного Суда и проклятиями в адрес наследника в случае невыполнения его воли. В их завещаниях церковная благотворительность и древнехристианское нищелюбие, характерные для древнерусского благочестия, сочетались с формами и целями благотворительности нового времени. Ее воплощением стали обозначенные примером верховной власти рационально обустроенные больницы-богадельни.