Аннотация:Задача статьи – напомнить о первых шагах осмысления научным сооб-ществом возможностей только что родившегося средства отображения дей-ствительности. Предреволюционная Россия жила в предчувствии перемен, икинематограф рассматривался обществом как одно из прогрессивных явлений,свидетельствующих о наступлении нового времени. Деятельность учёных пристановлении научного кинематографа дореволюционной России долгое времязамалчивалась и не рассматривалась как формирование фундамента будущейсистемы образовательной аудиовизуальной коммуникации. В этом процессе уча-ствовали яркие творческие личности, большей частью относившиеся к сообще-ству Московского императорского университета. Основанием для объединенияв одной публикации сведений о профессиональной жизни целой плеяды самобыт-ных учёных и об относительно коротком эпизоде в их деятельности, связанномс занятиями научным кинематографом, стала значительность их вклада в фор-мирование нового направления. Рассмотрен период, предшествующий началусобственного российского кинопроизводства, когда научно-образовательная об-щественность России осваивала возможности нового средства передачи инфор-мации для просветительских и образовательных целей, а также участие учёныхв процессе становления научного кинематографа для исследования и популяриза-ции медико-биологических и физических проблем.