Аннотация:Образ тирана и проблема тирании занимают центральное место в творчестве Шекспира. В яковитский период (с 1603 года) драматург
рассматривает эту тему вне предустановленного хронистами контекста, как было прежде. В проблемной пьесе «Мера за меру» она получает
теоретическую разработку, в «Макбете», драматург сопроводит теорию примером. Обе эти пьесы будут изданы лишь в Фолио 1623 года. Полемика о добром правлении и тирании разгорается при воцарении новой династии Стюартов. Участвующие в ней стороны - королевская, церковная и третья власть (художники-гуманисты) - позволяют говорить о ее модельном характере.
Анализ текстов показывает, что сам король Яков в трактате «Королевский дар» (1599, 1603) оживил дискуссию о добром правлении и тирании, в которой принял участие в «Проповеди на коронации» (1603) епископ Уинчестерский Томас Билсон, а затем драматург У. Шекспир. Для короля тиран это узурпатор, притеснитель подданных, для епископа — отступник от Бога. Свою модель идеального государя епископ Билсон находит в Ветхом Завете, король Яков — у Аристотеля и в Новом Завете, доходя в своих рассуждениях до возможности вооруженного сопротивления тирану. Исследование показывает, что представления Шекспира о тиране и тиранстве, развивающиеся в русле традиций народного благочестия, ближе идеям Якова I, но идут дальше, полагая тиранством наказание властителем другого за свой грех (Рим. 2:1).
В «Мере за меру» Шекспир определяет тиранию через естественное равенство людей перед Богом и законом. Дополнительное наблюдение касается парадокса периода Английской революции, когда пресвитериане
сочли епископа Билсона теоретиком бунта, не заметив «Королевского дара», в котором сам король рассматривает свержение монарха-тирана
как, при определенных условиях, возможное, не наказуемое, не возмущающее мир, становящееся прецедентом