Аннотация:Советские архитекторы-конструктивисты, творцы новой архитектуры, одним из своих учителей видели Ле Корбюзье. В то же время, кажется, что проекты и мысли мэтра, поражающие грандиозностью и радикальностью новаторства, зачастую представлялись сложными в реализации и служили скорее фоном или мечтой в поисках советских конструктивистов. При этом, в журнале «Современная Архитектура» в 1920-х годах появлялись проекты Андре Люрса, архитектора-функционалиста, существовавшего будто бы в тени Ле Корбюзье.
Характерно, что архитектура Люрса, отмеченного некоторым эпигонством, была во многом применением поэтических мечтаний Корбюзье к земным насущным нуждам заказчика. Ряд творческих находок и архитектурных деталей позволяют видеть в Андре Люрса 1920-х годов изобретателя собственной системы выразительности, тогда как анализ некоторых памятников советского конструктивизма показывает обращение именно к этой линии французского модернизма. Так, есть основания полагать, что именно присматриваясь к идеям Люрса, советские архитекторы на деле заимствовали приемы и формы французского функционализма.
Примечательно, что и после закрытия конструктивистского журнала «Современная Архитектура», один из функционалистских шедевров архитектуры Люрса, школа в Вильжюифе, была подробно описана и опубликована в журнале «Архитектура СССР» в 1933 году в номере, который при всём этом проникнут антиконструктивистской риторикой. То есть архитектор продолжал присутствовать в поле интереса советских зодчих и после смены стилевых ориентиров. В 1930-е годы, когда конструктивизм был официально осужден, но господствовал призыв к необходимости перенять сильные стороны архитектуры буржуазных стран, некоторые архитекторы всё же представляли проекты, также перекликающиеся с известными им памятниками Андре Люрса. Итак, творчество Андре Люрса предстает своеобразным недостающим звеном в отношении исследования советской архитектуры конструктивизма.