Воспоминания о чудесах и камланиях эскимосского шамана: современная атомизация ритуальной жизни и постсоветская ностальгиястатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 11 ноября 2020 г.
Аннотация:В первой половине 1970-х гг. в преимущественно эскимосскомприбрежном селе Новое Чаплино (Чукотка) умер шаман по имени Аг’лю, о ко-тором у его современников сохранилось множество воспоминаний. Аг’лю явля-ется, с одной стороны, героем современного мифа, а с другой – героем относи-тельно недавнего советского прошлого. Он уважаемый шаман, воплощение тра-диции и чудесного дара, свойственного отдельным эскимосам, и одновременнофокусник, шулер, обманщик, любивший выпить и всегда нуждавшийся в день-гах для того, чтобы опохмелиться. Собранные зимой 2020 г. воспоминания оподпольных шаманских камланиях послевоенного времени и анекдотическихчудесах, творимых Аг’лю, рассматриваются в контексте современной рефлек-сии о «старой жизни» и постсоветской ностальгии по чувству общности и риту-альной насыщенности, имевших место в тот период. Почему Аг’лю называли«сильнейшим шаманом», а живших позже знающих эскимосов шаманами неназывали? Что нам говорят мемораты о шаманах о ритуальной динамике в при-брежной Чукотке? Можем ли мы писать об исчезновении шаманизма у азиат-ских эскимосов, или похороны этой традиции преждевременны?