Аннотация:Проблематика статьи рассматри-вается в социокультурном контексте. Феноменпандемии — метафора, производная от панде-мии инфекционных заболеваний. Последняя не более чем модель, проецируемая на различныесоциальные пороки. Именно в этом качестве(а не в вирусно-инфекционном) она использо-вана в статье. Понятие пандемии получаетрасширительное толкование как универсальнаяразновидность повального омассовления угрожающего свойства. Ей сопутствуют страх,агрессия, идеологические заблуждения, экономические, демографические катастрофы.Подобно вирусной пандемии, ее ассоциативныеаналоги с непредсказуемой регулярностью повторялись в человеческой истории. Уже сегодня можно допустить, что непредвиденные последствия информационно-коммуникативныхтехнологий в эпоху цифровизации несут в себепризнаки грядущих пандемий. Пандемия инфекционных заболеваний служит матричной моделью для характеристики инвариантной версии других разнородных пандемий. Теоретические суждения строятся на материале известных философских и культурологических источников (Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер, М. Бахтин, Л. Выготский. С. Аверинцев, Р. Жирар и др.) и истории искусства, его видовых и жанровых разновидностей.Особое внимание уделяется произведениям искусства, амбивалентный смысл которых намеренно задан их авторами. Существенная роль отводится подтексту излагаемого материала, значимость которого обусловлена целью реализовать основную смысловую интенцию статьи. В статье предпринята попытка обосновать адекватность культуры постмодернизма современной картине мира, весьма неоднозначным цивилизационным переменам. Проявления постмодернизма в качестве одновременно симптома и пересмешника абсурдизма человеческого бытия прослеживаются на материале обширной художественной практики. В заключительной части статьи прогнозируется ряд возможных постпандемических перемен в различных областях общественной жизни.