Анализ миромоделирующих категорий художественного произведениястатья
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 4 августа 2021 г.
Аннотация:Теоретически обоснованы возможность и целесообразность анализа миромоделирующих категорий литературного художественного произведения. Предполагая, что, установив законы, по которым текст конструируется как художественное произведение, и момент, когда текст перестает быть просто текстом и становится художественным произведением, литературовед сможет установить границы эстетического в художественном произведении и разработать подходы к его анализу, автор работы обращается к самым крупным единицам, на которых строится литературное художественное произведение. Это четыре базовые миромоделирующие категории: субъект, событие, время и пространство. Каждая из этих категорий представляется как совокупность, сумма ее проявлений в художественном произведении. Рассмотрены характер и корреляция этих категорий, а также развитие этих категорий на трех уровнях художественного произведения, описанных М.М. Бахтиным, - гносеологическом, этическом и эстетическом. Сформулированы и теоретически обоснованы этапы анализа миромоделирующих категорий литературного художественного произведения. В качестве примера в практической части статьи приведен анализ миромоделирующих категорий рассказа А.П. Чехова «Ариадна», через который литературовед получает возможность выйти к анализу проблемы произведения и авторской позиции.