Аннотация:В рамках проведенного исследования предпринята попытка научно обобщить материалы по теме истории развития регионального телевидения в России, изучить на конкретном примере процесс цифровизации в современных реалиях, а также рассмотреть программу действий телекомпаний в условиях цифровой трансформации на фоне социальных, политических и экономических изменений в стране. При изучении редакционной политики телеканала Белгородской области «Мир Белогорья» использовались такие основные методы, как включенное наблюдение, анализ и сопоставление. В ходе исследования выдвинута рабочая гипотеза о неоспоримой роли процесса цифровизации в повышении конкурентоспособности региональных телекомпаний.
Доступный на 21-й кнопке в сетях кабельных операторов региона «Мир Белогорья» с 2019 г. является в Белгороде сетевым партнером федерального телеканала ОТР, в сетке вещания которого выделены две «врезки» условного прайм-тайма: 6:00-9:00 и 17:00-19:00.
Медиакомпания «Мир Белогорья» объединяет несколько информационных площадок: телеканал собственного программирования, одноименное радио, экран на Соборной площади областного центра, сетевое издание mirbelogorya.ru, собственный канал на видеохостинге Youtube и официальные страницы во всех популярных соцсетях («ВКонтакте» («ВК»), «Одноклассники» («ОК»), Instagram, Facebook, Twitter), где оригинальный видеоконтент обновляется ежедневно, иногда раньше телепремьеры, при этом в Instagram размещаются лишь наиболее интересные сюжеты с целью получения большего количества просмотров.
В рейтинге региональных каналов по числу подписчиков в соцсетях (НАТ, 2019) телеканал «Мир Белогорья» занял 15 строчку из 267 (среди телекомпаний городов с населением менее 1 млн. человек).
По результатам нашего сравнительного количественного анализа активности данных площадок в период с января 2019 по январь 2020 гг., увеличение числа подписчиков составило в Instagram + 116 % (7896); «ОК» + 77 % (12 369), YouTube + 46 % (99400), «ВК» + 30.5 % (23203), Facebook + 18.1 % (4576) и Twitter + 0.05 % (1888). Относительно прироста такой аудитории в 2020 г. (январь – октябрь) положительная динамика подтверждается показателями: «ОК» + 44.5 % (17 884), Instagram + 35.5 % (10700), YouTube + 20 % (120000), «ВК» + 34 % (31 207), Facebook + 9.6 % (5 017) и Twitter + 0,7 % (1901). Таким образом, примерно одинаковыми темпами растет количество пользователей страниц телеканала «Мир Белогорья» только в «ВК» и Twitter, на остальных же площадках процесс замедлен, в среднем, вдвое, в Instagram – более чем в 3 раза.
В связи с переходом на HD-формат обновлено техническое оснащение и модернизирован новостной агрегатор телерадиокомпании. Отечественная платформа BRAM Technologies позволила создать единую информационно-производственную среду, связать основные производственные службы (корреспондентов, операторов и инженеров монтажа) и полноценно внедрить цифровую технологию видеопроизводства. Комплексный учет видеоматериалов (от исходных отснятых до сюжетов и проектов) и программируемое удаление файлов в процессе очищения серверов стали автоматизированными.
В условиях новых цифровых возможностей перед редакцией встала задача − повысить или удержать на прежнем уровне телесмотрение. Требовалась модернизация системы информационного вещания не только в техническом (увеличение объема на 40 % в год ¬– 8 выпусков новостей в день вместо 5), но визуальном и содержательном планах. В запущенном в начале 2018 г. новом формате был сделан акцент на общение со спикерами в прямом эфире, что придало последнему эмоциональный, персонифицированный характер. В информационной программе «Такой день», кроме классических новостных сюжетов, выходят тематические, героями которых стали белгородцы.
Успех выбранной концепции подтверждают данные социсследования, инициированного телекомпанией в 2019 г.: «Мир Белогорья» смотрит 61 % жителей области, при этом зрителей среди сельчан – 77.6 %, что свидетельствует о достаточно широкой популярности телеканала, который обладает потенциалом для информационной экспансии на фоне развития технологической инфраструктуры.