Аннотация:Введение. В исследовании приведены результаты расчета выбросов парниковых газов и загрязняющих твердых веществ парком автотранспортных средств на основании трех независимых оценок набора исходных данных о разбиении автопарка по технологическим классам (количества и типы автотранспортных средств разных экологических классов, годовых пробегов и т. д.). Так как эти данные не приводятся в формах государственной статистической отчетности и генерируются исследователями самостоятельно, решена задача определения их значимости для расчета итоговых выбросов в разрезе большого массива данных для территории России.Материалы и методы. В работе предложено три различных подхода к расчету выбросов парниковых газов (базовый подход, уравнивание транспортной работы и новый подход - уравнивание потребления топлива) с целью выявления различий полученных объемов выбросов в разных условиях (т.е. определения количественных характеристик точности итоговых значений). Разработан новый способ оценки влияния средних пробегов и распределения автомобилей на классы на итоговые значения выбросов, реализованный в рамках каждого предложенного подхода. Помимо этого авторами сформированы формулы чувствительности двух типов для оценки влияния распределения автомобилей на классы и средних пробегов к итоговым расчетам выбросов. Применение этих формул позволяет проводить научный анализ и интерпретацию влияния формирующих факторов в экспертной оценке на итоговые значения выбросов каждого вида.Результаты. Выявлены различия разбивки автомобилей на классы в экспертных оценках и определены наиболее близкие из них. Выведено, что наиболее чувствительными к изменению пробегов и класса автомобилей, от которых зависит расход топлива, являются выбросы CO2.Заключение. Научный анализ чувствительностей обоих типов показал важность сохранения принципов, лежащих в основе экспертной оценки, от года к году с целью необходимости сопоставления получаемых результатов.