Концептуализация школы как организации: обзор литературыстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:Цель. В статье проведен анализ и систематизация современных представлений о школе как организации. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время на законодательном уровне школа стала рассматриваться как образовательная организация. Такая формулировка открывает перспективу изучения данного социального института с позиции организационной психологии. Результаты. Описаны метафоры и модели школы как социальной организации, проанализированы аналогии учебного и производственного процесса. Выделены ключевые показатели эффективности работы школы и подробно раскрыты актуальные проблемы взаимодействия основных участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей и администрации. Анализируется специфика организации работы школы, обоснована важность обеспечения синхронизации целей, ценностей и общего видения для создания и поддержания благоприятной атмосферы в школьной организации. Обозначается роль неформальной структуры школы - организационной культуры. Выводы. Проведенный литературный анализ дает основание предположить, что исследование проблем школы как организации должно осуществляться в парадигме организационной культуры. Такой подход обеспечит корректное комплексное понимание контекста социального взаимодействия участников образовательного процесса, согласование их совместной работы для успешной реализации всех поставленных школой целей. Ценность результатов. Данное направление исследований все еще недостаточно развито в отечественных работах, тем не менее можно утверждать, что необходимость учета организационной культуры школы позволит по-новому взглянуть на внутренние и внешние процессы ее деятельности. Развитие исследований в этом направлении является перспективным, т.к. дает возможность выйти на качественно новый уровень прогрессивного преобразования школьной системы в нашей стране.